Вверх по лестнице, ведущей вниз
Однажды мой слух поразил необычный по своему звучанию отрывок чьей-то фразы: «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Смысл этого выражения мне был не ясен; формулировка казалась абсурдной и полностью противоречащей здравому смыслу. Появившаяся неясность пробудила желание прояснить ситуацию. Выбрав несколько статей из широкого многообразия Всемирной паутины, я нашла то, что искала. Помимо глубоко философского значения, эта фраза, являющаяся афоризмом, обладает вполне прикладным значением и, как ни странно, имеет прямое отношение к нашей с вами повседневной действительности.«Вверх по лестнице, ведущей вниз» - это название романа американской писательницы Бел Кауфман. Мысль назвать свой роман именно так родилась у нее благодаря следующему эпизоду: однажды администратор школы, где преподавала в то время Б. Кауфман, составил докладную записку о поведении одного из учеников: "Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз". В американских школах, чтобы избежать толчеи, и соответственно детских травм, по одним лестницам разрешалось только подниматься наверх, по другим - только спускаться вниз.
Оказывается, такая система была присуща не только американскому обществу; она затронула и времена бывшего СССР, и даже на современном этапе исторического развития находит применение в зарубежных и российских школах. Информационные поиски навели меня на размышления о благодатности такой системы. Вспомнив то беспокойное чувство во время приближения на лестнице к плотной толпе младших школьников, препятствующих свободному подъёму или к маленьким, спешащим во встречном потоке ученикам, невольно возникла мысль о том, как здорово было бы избавиться от вероятности травмоопасного движения по лестнице. Подъем по одной лестнице вверх, а по другой – вниз помог бы упорядочить хаотичное движение всех школьников. Движение обрело бы системность и некоторую, быть может, строгую, но тем не менее полезную дисциплину. Возможно это стало бы некоторым «ограничением нашей свободы», но гарантия нашей безопасности стала бы выше, а шаги по лестнице - в сотню раз увереннее. Однако это исключительно моя точка зрения, и как у любой точки зрения, её истинность лишь относительна. Мне бы хотелось узнать ваше мнение по данному вопросу. Как вы относитесь к такой системе? Существует ли в нашем большом лицейском сообществе потребность в такого рода преобразованиях, и насколько это актуально, на ваш взгляд?
Пост от Замотиной Златы