ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Условия для инклюзивного образования в МБОУ «Лицей № 2»
- В лицее имеется педагог- психолог высшей квалификационной категории;
- В рамках осуществления оздоровительной деятельности в МБОУ «Лицей № 2» имеются:
- кабинет «БОС-здоровье»;
- бассейн;
- группы с ЛФК;
- тактильные таблички с наименованием помещений здания.
- Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому;
- В рамках инклюзивного образования в МБОУ «Лицей №2» созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий:
- Электронная программа NET-школа (персональные электронные ящики, доска объявлений);
- Сайт МБОУ «Лицей №2» (разделы «Блогосфера», «Форум»).
- Материально- техническая база
- Информация о досуговых мероприятиях
Нормативные документы
- Нормативная документация на портале системы образования г. Нижневартовска
- Цикличный план мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования в МБОУ «Лицей № 2»
- Положение о порядке организации индивидуального обучения на дому
-
Порядок осуществления образовательной деятельности с применением дистанционных технологий при реализации образовательных программ в МБОУ «Лицей №2»
-
План психологического сопровождения мероприятий, возложенных ИПРА детей с ОВЗ в МБОУ «Лицей №2» на 2017-2018 учебный год
-
План работы по реабилитации или абилитации детей ОВЗ МБОУ «Лицей № 2» на 2017-2018 учебный год
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года.Документы, регламентирующие введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Нормативные документы, регламентирующие введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Адаптированные примерные основные образовательные программы начального общего образования
- Приказ от 27.06.2016 года № 831 «Об утверждении ответственных лиц и координации деятельности МБОУ «Лицей №2» по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Порядок работы рабочей группы по подготовке к введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Лицей №2»
- План подготовительных мероприятий для введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья
- Дорожная карта МБОУ «Лицей №2» по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ с 01.09.2016 года
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Нижневартовска
-
Постановление администрации города Нижневартовска от 14.07.2017 г.
-
Заявление (форма) о проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка
Психолого-педагогический консилиум в МБОУ «Лицей №2»
Состав психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»:- Председатель ППк: Залевская Людмила Анатольевна, заместитель директора по учебной работе
- Заместитель председателя ППк : Малков Дмитрий Иванович, заместитель директора по учебной работе
- Федорова Елена Михайловна, педагог- психолог;
- Лушпина Галина Федоровна, социальный педагог;
- Михралиева Радмила Фиритдиновна, медицинский работник.
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лицей №2»
- План работы психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»
- График работы психолого-педагогического консилиума МБОУ «Лицей №2»